Главная страница
Запрос коммерческого предложения
Отправить сообщение Заказать обратный звонок Заявка на оборудование
 

Возможные механизмы действия аспирина при COVID-19

Возможные механизмы действия аспирина при COVID-19

Тромбофилия и гиперкоагуляция при COVID-19 достаточно хорошо описаны, а проведенное ранее исследование показало, что системная антикоагуляция гепарином может снизить смертность при проведении ИВЛ у пациентов с COVID-19. Аспирин может оказывать аналогичное воздействие благодаря своим антиагрегантным и противовоспалительным свойствам как ингибитор ЦОГ-1, который снижает синтез тромбоксана А2, агрегацию тромбоцитов и тромбообразование. При повреждении легких преимущества аспирина, как полагают, заключаются в уменьшении агрегации тромбоцитов и нейтрофилов в лёгких, снижении воспаления и увеличения образования липоксина, который восстанавливает функцию клеток эндотелия легких. Данное защитное воздействие может быть использовано при COVID-19, когда склонность к гиперкоагуляции необычайно высока и часто имеет место дисфункция эндотелиальных клеток.

При COVID-19 противовоспалительные свойства аспирина могут также способствовать защите легких. Аспирин продемонстрировал снижение выработки интерлейкина-6 (ИЛ-6), С-реактивного белка и макрофагального колониестимулирующего фактора у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а при COVID-19 эти эффекты могут снизить частоту возникновения цитокинового шторма. Аспирин также оказывает ингибирующее действие на циклооксигеназу-2 (ЦОГ-2), что также снижает выработку ИЛ-6 и С-реактивного белка.

Возможные механизмы действия аспирина при COVID-19

В ряде исследований изучался возможный положительный эффект аспирина в ОРДС (острый респираторный дистресс-синдром). Например, Erlich и другие авторы изучили 161 пациента с риском острого повреждения легких (ОПЛ), 79 из которых при госпитализации получали антиагрегатную терапию. При этом 75 (94,9%) пациентов антиагрегатной группы принимали аспирин. Исследование показало, что антиагрегатная терапия связана со снижением ОПЛ и ОРДС. Группа исследователей во главе с доктором Chen изучила 1149 пациентов с высоким риском ОРДС и обнаружила, что прием аспирина до госпитализации связан со снижением частоты ОРДС после корректировки факторов-помех. Снижение частоты ОРДС сохранялось при обследовании пациентов с сепсисом. Другое исследование пациентов из группы высокого риска показало, что, хотя аспирин ассоциировался со снижением ОРДС в однофакторном анализе, связь не была статистически значимой в многофакторном анализе. Мета-анализ этих трех исследований в совокупности показал, что аспирин ассоциировался с общим снижением частоты ОРДС.

При анализе смертности, как исхода, выявлено, что до поступления в стационар или во время госпитализации применение аспирина у пациентов с ОРДС ассоциируется со снижением смертности в ОРИТ, но не госпитальной смертности. В клиническом исследовании по профилактике поражения легких с использованием аспирина (LIPS-A) были обследованы 390 пациентов с высоким риском ОРДС. Отобранные случайным образом участники получили аспирин или плацебо, и было установлено, что в течение 7 дней аспирин не препятствовал развитию ОРДС и не улучшал выживаемость в течение 28 дней.

Однако существуют еще одно интересное исследование из США, которое ограничило набор пациентов только теми, которые имели диагноз COVID-19, в отличие от других исследований, в которых приняли участие все пациенты с высоким риском ОРДС. В тех случаях, когда сообщалось о факторах исходного риска ОРДС, спектр диагнозов был широким: сепсис, некардиогенный шок, аспирация, панкреатит, пневмония, положительный шоковый индекс и травма. Эта неоднородность, возможно, ослабила и исказила эффекты аспирина. Кроме того, не все причины ОРДС связаны с гиперкоагуляцией, как в случае с COVID-19. В одноцентровом исследовании показано, что инфекция SARS-CoV-2 ассоциировалась с эмболией легких с частотой 20,6%, что в три раза выше, чем у всех пациентов, поступивших в ОРИТ в течение того же интервала времени (20,6% SARS-CoV-2 против 6,1% в контрольной группе). Этот показатель более чем в два раза превышал показатель, наблюдаемый у пациентов с гриппом, поступивших в ОРИТ (20,6% SARS-CoV-2 против 7,5% у больных гриппом, повышение абсолютного риска на 13,1%). Более того, по имеющимся данным, при аутопсии пациентов, умерших после COVID-19, альвеолярные микротромбы присутствуют в 9 раз чаще, чем у больных гриппом. Поскольку гиперкоагуляция широко распространена при COVID-19, эффект аспирина может быть более выраженным у этой категории заболевших; вероятно поэтому обсуждаемое исследование в США статистически смогло выявить существенную связь со снижением потребности в ИВЛ, перевода в ОРИТ и госпитальной смертности, в то время как некоторые предыдущие исследования не обнаружили этих преимуществ.

Возможные механизмы действия аспирина при COVID-19

Совершенно очевидно, что COVID-19 — это системное заболевание, поражающее сосудистую сеть и что SARS-CoV-2 вызывает эндотелиит с вовлечением легочных капилляров. Электронная микроскопия и гистологические анализы показали, что вирус SARS- CoV-2 инфицирует эндотелиоциты многих органов, вызывая эндотелиит, нарушение микроциркуляции, апоптоз, — в сумме это приводит к воспалению и микротромбозу. Аспирин как антиагрегант, возможно, препятствует агрегации тромбоцитов и последующему микротромбозу.