Технологии мониторинга глубины анестезии
Начиная с самого момента зарождения анестезиологии, практикующими врачами и исследователями предпринимались различные попытки контроля глубины анестезии. Вначале это преследовало цель не допустить излишне глубокого уровня наркоза, так как использовался обычно один ингаляционный анестетик, с помощью которого достигались все компоненты общей анестезии: выключение сознания, анальгезия, нейровегетативная блокада и мышечная релаксация. Передозировка анестетика в этом случае приводила к угнетению функций дыхания и кровообращения у пациента и вполне могла закончиться его смертью. С этой целью врач, проводящий анестезию, стремился не допустить такого развития событий и контролировал ее уровень по клиническим признакам: величине зрачка, движению глазных яблок, угнетению роговичного рефлекса, степени мышечной релаксации, артериальному давлению и пульсу.
В дальнейшем, по мере развития специальности, компоненты общей анестезии стали достигаться не одним, а сразу несколькими препаратами. В связи с этим появилась возможность не использовать высокие дозы ингаляционного анестетика, а достигать анальгезии применением опиатов, а мышечной релаксации – с помощью курареподобных средств. Это сделало анестезию в целом более безопасной, но появилась обратная проблема – ее недостаточный уровень.
Считается, что интранаркозное пробуждение случается с частотой до 4% среди всех общих анестезий. Вместе с тем, методики гипноза позволяют установить наличие воспоминаний о перенесенной операции уже у 20–30% пациентов. Особенно актуальна проблема интранаркозного пробуждения при проведении тотальной внутривенной анестезии, а также при работе с критическими пациентами, в кардиохирургии и акушерстве. Учитывая, что клинически адекватно контролировать глубину анестезии в современных условиях невозможно из-за большого числа применяемых препаратов, на первый план выходят инструментальные методы.
Было предложено значительно число инструментальных методик контроля глубины анестезии: электромиография лобных мышц, мониторинг сократительной активности нижнего пищеводного сфинктера, оценка фотоплетизмограммы, математический анализ сердечного ритма, метаболические исследования и т.д. Но все эти методы являются достаточно громоздкими и малопригодными для широкого применения.
Одним из методов контроля глубины анестезии является анализ электроэнцефалограммы, регистрируемой на различных этапах анестезиологического пособия. Но проблема здесь заключалась в том, что расшифровка данного показателя недоступна широкому кругу врачей из-за своей сложности в интерпретации. Поэтому в 1994 году исследователями была предложена концепция биспектрального индекса – интегрального показателя, получаемого из машинного анализа электроэнцефалограммы, который выражается в числах от 0 до 100 и отражает степень активности головного мозга. Было установлено, что биспектральный индекс (BIS) является интегральным показателем, не зависящим от применяемого анестетика (или их сочетаний). В клинической практике начали применяться BIS-мониторы.
В настоящее время BIS-мониторинг является самым распространенным способом контроля глубины анестезии. Например, в США его использование достигает более 60% от всех проводимых общих анестезий. В Швейцарии этот метод используется повсеместно. В России данная методика также приобретает все большую популярность. Аналогом BIS-мониторинга является мониторинг энтропии, реализованный в мониторах Datex Ohmeda и измеряющий практически те же самые показатели.
Как уже упоминалось, биспектральный индекс выражается в числах от 0 до 100, где 0 – полное отсутствие активности коры головного мозга, а 100 – ясное сознание у пациента. Рекомендуемыми целевыми показателями ВIS во время общей анестезии являются значения от 45 до 60.
Регистрация биспектрального индекса осуществляется путем наложения на область головы пациента одноразовых или многоразовых электродов, которые регистрируют показатели электроэнцефалограммы и передают их на монитор для последующей обработки. Электроды накладываются до начала анестезии, при этом важно строго соблюдать методику их наложения.
Учитывая относительно высокую стоимость такого вида мониторинга, следует отметить, что при проведении общей анестезии у пациентов без сопутствующей патологии добиться гарантированного выключения сознания можно путем применения адекватных доз ингаляционного анестетика, обычно выражаемых в МАК (минимальная альвеолярная концентрация). Использование МАК от 1,3 и выше практически полностью гарантирует выключение сознания у пациента. Однако использование данной концепции далеко не во всех клинических ситуациях осуществимо и вот здесь приходит на помощь мониторинг глубины анестезии. Области, в которых настоятельно рекомендуется использовать этот вид мониторинга: нейроанестезиология, кардиоанестезиология, акушерская анестезиология, проведение анестезии у критических пациентов и контроль седации пациентов в отделениях интенсивной терапии.