Респираторная терапия у беременных пациенток с COVID-19
COVID-19 в рамках пандемии сегодня негативно воздействует на беременных пациенток по всему миру. Хотя у большинства пациенток не отмечается тяжелого течения болезни, у некоторых оно все же проявляется. Цель данной статьи — сформулировать мероприятия по респираторной поддержке, рекомендованные для инфицированных беременных пациенток с тяжелым острым респираторным синдромом SARS-CoV-2.
Начальные мероприятия для беременных пациенток с гипоксемической дыхательной недостаточностью, инфицированных COVID-19 – проведение оксигенотерапии. Это можно сделать при помощи обычной кислородной назальной канюли или лицевой маски. Текущие рекомендации для небеременных пациентов предполагают начало оксигенотерапии с уровнем насыщения крови кислородом ниже 92% и настоятельно рекомендуют данную терапию при уровне ниже 90%. Основываясь на физиологических изменениях при беременности (например, возрастающей потребности в кислороде и физиологическом возрастании парциального давления кислорода), предлагается начинать оксигенотерапию для беременных пациенток при уровне насыщения крови кислородом менее 94%. Терапия должна титроваться, чтобы избежать уровня насыщения крови кислородом выше 95%. Как только начата подача кислорода, акушерам необходимо проконсультироваться со специалистом по поддержанию проходимости дыхательных путей (например, с анестезиологом), необходима ли будет эндотрахеальная интубация позднее. Вместе с оксигенотерапией необходимо попросить пациентку лечь на живот, чтобы улучшить оксигенацию. Последнее можно рассматривать для беременных пациенток при сроках менее 20 недель.
Высокопоточная назальная канюля – хорошая альтернатива для лечения пациентов с острой гипоксемической респираторной недостаточностью, чье состояние не улучшается, несмотря на стандартную оксигенотерапию, и у кого нет показаний для эндотрахеальной интубации. Пациенты должны быть гемодинамически стабильны и иметь свободную проходимость дыхательных путей (нормальное состояние сознния, выраженный кашлевой рефлекс с адекватным отхождением мокроты). Высокопоточная назальная канюля по действию сходна со стандартной носовой канюлей; однако, поток кислорода может достигать 60 л/мин (воздух нагревается и увлажняется). Концентрацию кислорода во вдыхаемой смеси также можно титровать более точно, чем с помощью стандартной назальной канюли. Обычно используемые начальные параметры — это поток 50–60 л/мин с концентрацией кислорода во вдыхаемой смеси 1.0 (100% кислород). Как только отмечается улучшение, концентрацию кислорода во вдыхаемой смеси следует снизить до того, как поток уменьшится, потому что поток обеспечивает мобилизацию альвеол (высокий поток воздуха приводит к 3–5 см H2O вентиляции с положительным давлением, сохраняя больше альвеол открытыми). В отличие от неинвазивной вентиляции с положительным давлением, высокопоточная назальная канюля, по-видимому, не увеличивает риск передачи респираторного вируса (включая коронавирус) по сравнению со стандартной кислородной терапией. Это сделало высокопоточную назальную канюлю основным терапевтическим вариантом для пациентов с COVID-19.
Неинвазивная вентиляция с положительным давлением — это еще один метод, обычно используемый для пациентов, у которых при стандартной оксигенотерапии не отмечается улучшений, однако состояние которых не требует интубации трахеи и инвазивной механической вентиляции. Неинвазивная вентиляция с положительным давлением идеально подходит для пациентов с кардиогенным отеком легких или обострением хронической обструктивной болезни легких с респираторным ацидозом. В отличие от высокопоточной назальной канюли, использование неинвазивной вентиляции с положительным давлением может быть связано с повышенным риском передачи заболевания медицинским работникам из-за ее аэрозолеобразующих свойств. Это делает высокопоточную назальную канюлю самой подходящей опцией для пациентов, которым не помогает стандартная оксигенотерапия, и которые пока не нуждаются в эндотрахеальной интубации. Если ресурсы ограничены и высокопоточная назальная канюля недоступна, можно рассмотреть возможность использования неинвазивной вентиляции с положительным давлением.
Использование небулайзерных препаратов, а также препаратов, вызывающих отхождение мокроты, без крайней необходимости, должно быть сведено к минимуму у пациентов с инфекцией COVID-19, так как они повышают риск заражения медицинских работников. Если данное лечение необходимо, оно должно проводиться в изоляционной комнате для больных с инфекцией, передающейся воздушно-капельным путем, и все люди в этой комнате должны быть полностью экипированы средствами индивидуальной защиты.