Новые методы трахеостомии у пациентов с COVID-19
Коронавирусная инфекция 2019 года (COVID-19) является пандемией мирового масштаба. В настоящее время диагностировано более 200 миллионов случаев. Хотя большинству пациентов с COVID-19 не требуется поддерживающая терапия, в 10–15% случаев развивается острый респираторный дистресс-синдром, при котором пациентам необходимо проведение инвазивной ИВЛ. Искусственная вентиляция у пациентов с коронавирусом, вызывающим острый респираторный синдром (SARS-CoV-2) тяжелой степени, характеризуется продленной интубацией и связана со смертностью по всему миру по меньшей мере на уровне 50–67%.
Основываясь на прошлом опыте ведения пациентов с острым респираторным синдромом (SARS) в 2003 году, процедуры, сопровождающиеся образованием аэрозоля, такие, как интубация трахеи и трахеостомия, связаны с высоким риском передачи вируса SARS-CoV-2 медицинским работникам. Американская академия отоларингологии и ЛОР-хирургии предписывают анестезиологам «избегать проведения процедур трахеостомии пациентам с положительным тестом на COVID-19 или пациентам с подозрением на COVID-19» ввиду высокого риска заражения. В данных методических руководствах, основанных на ограниченных клинических данных, не рекомендуется проведение трахеостомии в течение 2–3 недель после интубации; предлагается проводить данную процедуру предпочтительно пациентам с отрицательными результатами тестирования на COVID-19, а также отказываться от чрескожной дилятационной трахеостомии (ЧДТ) в пользу открытой трахеостомии.
Раннее проведение трахеостомии пациентам с COVID-19 может оказаться полезным, поэтому специалистами из США была разработана новая техника, представляющая собой модификацию стандартной процедуры ЧДТ, которая характеризуется улучшенной визуализацией и вентиляцией при минимальных рисках аэролизации и передачи SARS-CoV-2 медицинским работникам. В данной статье приведено описание технических аспектов процедуры, ранних исходов болезни пациентов и дана предварительная оценка безопасности применения разработанной новой техники.
Был проведен системный анализ всех пациентов, находящихся на госпитализации в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) в Лэнгонском Нью- Йоркском университете в период с 10 марта по 15 апреля 2020 года, у которых было подтвержден COVID-19 взятием мазка из зева и последующей его проверкой методом полимеразной цепной реакцией с обратной транскриптазой (ПЦР). Кроме того, у этих пациентов развилась тяжелая дыхательная недостаточность, вследствие чего возникла необходимость в искусственной вентиляции легких.
ЧДТ проводилась у постели больного условиях палаты интенсивной терапии. Перед входом в палату каждый медицинский работник, в соответствии с принятым официально комплексом мер, надевал индивидуальные средства защиты (СИЗ): медицинскую шапочку, маску N95, хирургическую маску, защитный экран для лица, халат и две пары перчаток. Между членами команды врачей были распределены следующие роли: 1 — проведение бронхоскопии; 2 — наложение трахеостомы; 3 — манипуляции с вентилятором, введение лекарств для седации и управление эндотрахеальной трубкой. Пациента размещали лежа на спине, в стандартное положение для проведения чрескожной трахеостомии. Перед процедурой пациенту вводились седативные препараты и миорелаксанты.
Для определения анатомических ориентиров, сосудистых структур и места введения трубки (между первым и вторым трахеальным кольцом) передняя часть шеи была исследована ультразвуковым/доплеровским аппаратом с линейным датчиком. Перед процедурой была выполнена максимальная преоксигенация. Эндотрахеальную трубку (ЭТТ) снимали с держателя, бронхоскоп вводили рядом с ЭТТ и продвигали до уровня голосовых связок. Затем бронхоскоп продвигали дальше голосовых связок и устанавливали в положение перед ЭТТ. Установив вентилятор в режим ожидания, авторы опорожняли манжету ЭТТ и продвигали ЭТТ дальше в дистальную часть трахеи. Потом манжета ЭТТ была снова раздувалась и запускался вентилятор. После этого начиналась процедура ЧДТ. Игла и катетер вводились в дыхательные пути под прямым визуальным контролем. Затем в дыхательные пути вводился направитель и продвигался каудальнее ЭТТ. После того как направитель достигал нужного участка, производился маленький поверхностный кожный разрез длиной 0,5 см, после чего проводилось расширение тканей. Перед введением трахеостомической трубки вентилятор вновь устанавливался в режим ожидания, а манжета ЭТТ опорожнялась.
Прямое наблюдение при извлечении ЭТТ проводилось до тех пор, пока ЭТТ находилась в непосредственной близости от участка трахеостомии. В трахею вводилась чрескожная трахеостомическая трубка, манжета раздувалась, проводился бронхоскопический контроль и санация.
Авторы считают, что разработанная ими техника чрескожной трахеостомии, по всей видимости, является безопасной и эффективной для пациентов с диагнозом COVID-19, а также безопасной для медицинских работников.