Ксенон — уникальный ингаляционный анестетик
Анестезирующие свойства ксенона были впервые описаны более 50 лет назад. Это инертный газ, обладающий коэффициентом распределения «кровь-газ» еще меньшим, чем у закиси азота, но имеющий при этом значительно более высокую анестезирующую активность. Данные свойства обеспечивают быструю индукцию в анестезию, а также быстрый выход из нее. Помимо этого, ксенон обладает собственной анальгетической активностью, которая не зависит от адренергической и опиоидной систем. По сравнению с другими инертными газами, которые тоже обладают анестезирующей активностью, ксенон единственный газ, который является анестетиком в нормобарических условиях.
Ксенон является нормальной составляющей атмосферного воздуха и содержится в нем в концентрации 0,086 ppm. Первоначально ксенон не находил широкого применения в мировой анестезиологии вследствие своей высокой стоимости, так как он не может быть изготовлен промышленным путем. Однако, развитие технологии фракционной перегонки ксенона из сжиженного воздуха, применение систем рециркуляции, использование по низкопоточному принципу, возродили интерес к его клиническому применению. Есть мнение, что если проблема высокой стоимости изготовления ксенона будет преодолена, то он имеет все шансы на то, чтобы стать идеальным ингаляционным анестетиком.
Ксенон характеризуется минимальным влиянием на системную и легочную геодинамику, что позволяет применять его у пациентов, скомпрометированных в этом отношении. Функции сердца при его применении практически не меняются, сократимость миокарда не снижается. Имеются данные о кардиопротекторном и нейропротекторном эффектах ксенона. У пациентов с серьезной кардиальной патологией ксенон практически не изменяет параметров системной гемодинамики.
Эффекты ксенона по отношению к системе дыхания заключаются в увеличении легочного сопротивления и работы дыхания. Таким образом, его следует осторожно использовать у лиц с хроническими легочными заболеваниями, у пациентов с ожирением и недоношенных детей.
Ксенон не подвергается метаболизму в печени и почках, не имеет тератогенного эффекта и не вызывает злокачественной гипертермии. Положительное экологическое воздействие ксенона заключается в том, что он не разрушает озоновый слой стратосферы и не способствует тем самым прогрессированию парникового эффекта на планете.
Упомянутая собственная анальгетическая активность ксенона позволяет снизить применение опиатов при операциях с его использованием (до 80% фентанила, по некоторым данным). Данное обстоятельство служит еще одной причиной значительно более быстрого восстановления пациентов после ксеноновой анестезии, по сравнению с другими ингаляционными анестетиками. Никаких преимуществ тотальной внутривенной анестезии по сравнению с ингаляционной ксеноновой также не было показано.
Практически ксенон используют в виде ксеноново-кислородной смеси. МАК ксенона составляет 71%, что значительно выше такового у закиси азота и позволяет добиться глубокой анестезии без риска гипоксии. Используются специальные наркозные аппараты, рассчитанные на использование данного анестетика. Обязательно использование газоанализатора в контуре. Вначале проводится тщательная денитрогенизация и преоксигенация, так как ксенон обладает свойством способствовать накоплению азота в контуре. Еще одна проблема заключается в методике насыщения ксеноном на начальном этапе анестезии, так как использование в этом случае стандартной техники высокого потока может оказаться нерациональным из-за высокой стоимости ксенона. Наиболее экономичной техникой использования ксенона является анестезия по закрытому контуру. В этом случае, потребление ксенона падает экспоненциально с насыщением тканей организма в закрытом реверсивном дыхательном контуре, а, следовательно, значительно сокращается расход газа.
Выход из анестезии ксеноном происходит очень быстро благодаря его фармакокинетическим свойствам. Прекращают подачу ксенона, переходят на дыхание 100% кислородом. Способность ксенона вызывать диффузионную гипоксию за счет заполнения альвеол, сопоставима с таковой у закиси азота, поэтому принудительная вентиляция кислородом по завершении анестезии всегда должна проводиться. Происходит быстрое пробуждение пациента, практически без каких-либо остаточных явлений.
Особую популярность ксеноновый наркоз получил в амбулаторной стоматологии, где требуется сочетание достаточно глубокой анестезии с быстрым выходом из нее. Ксенон в стоматологии нередко сочетают с различными методиками местного обезболивания, которое проводится после наступления анестезии. Это позволяет избежать использования опиатов и обеспечить качественную интра- и послеоперационную анальгезию.