Эффективен ли гидроксихлорохин как средство профилактики COVID-19?
SARS-CoV-2 является глобальным, быстро распространяющимся вирусом, вызывающим коронавирусную болезнь 2019 (COVID-19). Нынешние стратегии в области общественного здравоохранения, направленные на смягчение последствий передачи инфекции, включают быстрое выявление случаев заражения, изоляцию, отслеживание контактов и самоизоляцию лиц, подвергшихся заражению. После того, как человек контактирует с вирусом, наблюдение и карантин в течение 14-дневного инкубационного периода являются стандартной практикой. До настоящего времени не было найдено никаких препаратов, чтобы предотвратить передачу SARS-CoV-2.
Как хлорохин, так и производный от него гидроксихлорохин обладают в лабораторных условиях активностью против SARS-CoV и SARS-CoV-2. Считается, что гидроксихлорохин препятствует гликозилированию рецептора ангиотензин-превращающего фермента-2 (ACE2), который является местом связывания для гликопротеина шипов оболочки вируса и, как было показано, ингибирует функцию эндолисозом. Кроме того, гидроксихлорохин может иметь более высокий уровень активности против SARS-CoV-2, чем хлорохин.
Большинство клинических исследований хлорохина или гидроксихлорохина для лечения COVID-19 было посвящено госпитализированным пациентам. Однако для того, чтобы изменить динамику эпидемии, необходимо разорвать цепь ее распространения. Риск вторичной передачи инфекции в домашних условиях составляет 10-15%. Небольшие, нерандомизированные, неконтролируемые когортные исследования позволяют предположить, что использование гидроксихлорохина может уменьшить или даже устранить этот риск. Остается неизвестным, сможет ли гидроксихлорохин в больших дозах в краткосрочной перспективе предотвратить заболевание после контакта высокого риска.
Было проведено исследование в США и части Канады с произвольным выбором в условиях двойной анонимности с контролем по плацебо, которое тестировало гидроксихлорохин как постконтактное профилактическое средство. Авторы исследования предположили, что гидроксихлорохин потенциально может быть использован в качестве постконтактной профилактики для предотвращения симптоматической инфекции после контакта с переносчиком COVID-19. В исследовании регистрировали взрослых, которые имели бытовой контакт или контакт на рабочем месте с зараженными COVID-19 людьми на расстоянии менее 183 см и более чем 10 мин, на которых не было ни маски, ни защитных очков (контакт высокого риска) или на которых была маска, но не было защитных очков (контакт среднего риска). Набор участников исследования осуществлялся в основном с помощью социальных сетей, а также традиционных медийных платформ. Не принимались участники моложе 18 лет или которые были госпитализированы, а также люди, которые попадали под другие критерии исключения из участия. Лица с симптомами COVID-19 или с подтвержденной ПЦР на SARS-CoV-2, были также исключены из этого исследования.
В течение 4 дней после контакта участником произвольно назначались либо плацебо-препарат, либо гидроксихлорохин (800 мг один раз, затем 600 мг в течение 6–8 часов, затем 600 мг в день в течение 4 дополнительных дней). В ходе обследования, проводившегося в течение 4-6 недель, задавались вопросы о любых последующих обследованиях, заболеваниях или госпитализации. Основным учитываемым результатом было наличие лабораторно подтвержденного COVID-19 или заболевания, сопоставимого с COVID-19, в течение 14 дней.
Был зарегистрировано 821 пациент. В общей сложности 87,6% участников (719 из 821) сообщили о контакте высокого риска с зараженными COVID-19. Число новых заболеваний, сопоставимых с COVID-19, не отличалось существенным образом. Побочные эффекты были более характерны для гидроксихлорохина, чем для плацебо, однако никаких серьезных побочных реакций не отмечалось.
Обсуждая результаты исследования, авторы отмечают, что в этом испытании высокие дозы гидроксихлорохина не предотвратили заболевания. Подход к набору участников в исследование, предпринятый авторами, привел к тому, что участники были, как правило, моложе и здоровее тех, кто больше всех подвергался риску COVID-19. Хотя нельзя исключать возможные результаты от профилактики в группе повышенного риска (то есть более возрастных участников), возможные риски, связанные с применением гидроксихлорохина, могут стать выше.
Таким образом, это рандомизированное испытание не продемонстрировало существенной пользы гидроксихлорохина в качестве постконтактной профилактики COVID-19. Вопрос о том, будет ли такая профилактика эффективной в группах населения, подверженных высокому риску, является отдельной темой для исследований.