Стандарты оснащения центрального стерилизационного отделения
Стерилизация имеет огромное значение в профилактике инфекций в лечебно-профилактических учреждениях. Она является неотъемлемой частью противоэпидемических мероприятий.
Она необходима во всех отделениях медицинских учреждений, где проводятся инвазивные манипуляции. После использования изделия медицинского назначения дезинфицируют и обеззараживают, а многоразовые инструменты подвергают предстерилизационной очистке и собственно стерилизации. На выходе они готовы к манипуляциям, при которых будут контактировать с кровью, раневой поверхностью, слизистыми оболочками и т. д.
Стерилизация предполагает поэтапный процесс, применение современных методов и контроля качества. От этого зависит в целом и качество помощи пациентам в лечебном учреждении.
Весь цикл стерилизации происходит в центральном стерилизационном отделении, или ЦСО. Это технический комплекс, главной задачей которого является обеззараживание оборудования, инструментов, материалов (шовного, перевязочного) и белья.
Документальная база
Чтобы гарантировать полную стерильность медицинских изделий, комплекс ЦСО должен отвечать стандартам, которые предъявляются к его оснащению и работе. Их регламентируют следующие документы:
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 г. №572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (за исключением вспомогательных технологий)»;
- «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения» (к СниП 2.08.02–89 раздел 3 «Специализированные, вспомогательные подразделения и служебно-бытовые помещения»)»;
- Методические указания №287-113-98 «По дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения»;
- ГОСТ Р 51935–2002 (EN 285-96) «Стерилизаторы паровые большие. Общие технические требования и методы испытаний»;
- ГОСТ Р ИСО 13683–2000 «Стерилизация медицинской продукции. Требования к валидации и текущему контролю. Стерилизация влажным теплом в медицинских учреждениях»;
- Постановление Главного государственного врача РФ от 18.05.2010 г. №58 Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
- ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»;
- СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медорганизаций. Правила проектирования».
В этих документах утверждены требования к организации работы, функционированию и оснащению отделения стерилизации.
Требования к помещению
ЦСО работает на базе медицинских учреждений - больниц, клиник, центров и т. д. Его структура и площадь зависит от мощности учреждения и объёма изделий, которые поступают на обработку.
Например, для небольших больниц мощностью до 100 коек минимальная площадь составляет:
- Помещение для приёма и хранения нестерильных изделий — 6 кв. м (для учреждений мощностью свыше 100 коек — 12 кв. м);
- Зона разборки, мытья, сушки, упаковки — 12 кв. м (свыше 100 коек — 18 кв. м);
- Санпропускник для персонала — 4 кв. м;
- Стерильная зона — 12 кв. м (свыше 100 коек — 18 кв. м).
Расстояние между зонами должно быть минимальным, а производственные помещения должны позволять качественно и комфортно выполнять все необходимые технологические операции.
Также при расчёте площади учитывают количество и габариты оборудования, которое будет установлено в отделении.
При отделке пола, стен и потолков применяют материалы, которые можно подвергать влажной уборке, в том числе моющими и дезинфицирующими средствами. Швы должны быть герметичными, поверхности гладкими.
Помещение не должно быть проходным.
Зонирование помещения
Отделение строго разделяют на три отдельных помещения — грязную, чистую и стерильную зоны. Иногда допускается разделение на 2 бокса — нестерильный и стерильный.
В каждой зоне изделие проходит соответствующий этап обработки. Изделия, прошедшие разные зоны, не пересекаются, поэтому повторное загрязнение стерильных предметов исключается.
Между грязной и чистой зонами устанавливают моечно-дезинфекционное оборудование, а между чистой и стерильной — стерилизационное оборудование, которое служит своеобразным барьером между помещениями. Связь между ними обеспечивает шлюз.
Циклы обработки инструментов и материалов
Цикл выглядит следующим образом: грязная зона — стерильная зона — чистая зона. Сначала материалы принимают, сортируют, подготавливают, предварительно моют и дезинфицируют, ремонтируют при необходимости, а затем стерилизуют, при необходимости пакуют, хранят, сортируют и выдают.
Медицинские изделия в обязательном порядке подвергают предстерилизационной очистке и собственно стерилизации.
Предстерилизационная очистка — это автономный процесс. Изделия подвергают ей либо после этапа дезинфекции, либо совмещают с ним. Во время очистки с изделий удаляют органические и неорганические загрязнения.
Стерилизация — процесс, которому подвергают приборы и инструменты, применяемые при диагностике и лечении с нарушением целостности тканей пациента. Цель стерилизации — обеспечение полной гибели микроорганизмов, которые находятся на и внутри изделий.
Порядок работы со всеми изделиями одинаков, при этом стерилизуют их разными способами.
Методы стерилизации
В зависимости от типа изделия, в ЦСО применяют следующие методы стерилизации:
- Паровая — подходит для обработки инструментов общего хирургического и специального назначения, деталей аппаратов и приборов из стекла и металлов, устойчивых к коррозии. Также стерилизуют белье, перевязочный материал, резиновые и латексные изделия;
- Воздушная — обработка инструментов, деталей аппаратов, которые применяются в хирургии, гинекологии и стоматологии;
- Химическая — изделия из термолабильных материалов, которые нельзя стерилизовать другими способами;
- Газовая — изделия из термолабильных материалов. Для обработки испльзуют окись этилена, озон, формальдегид;
- Плазменная — стерилизуют хирургические инструменты, эндоскопы, зонды, датчики и др., а также изделия из металла, пластмассы, кремния, латекса, стекла;
- Инфракрасная — стерилизуют металлические инструменты, в частности стоматологические.
В стоматологии для обработки боров и других мелких инструментов используют также гласперленовые стерилизаторы.
Стерильные изделия, обработанные в упакованном виде, хранят в специальных шкафах. На упаковках указывается срок хранения, по истечению которого изделие считается нестерильным. Изделия, простерилизованные в неупакованном виде, используют непосредственно после обработки и не хранят.
Оснащение зон
Грязная зона — это отделение приёма изделий. Оно разделено на 2 сектора — собственно приёмочную и временный склад. Здесь сортируют и предварительно очищают изделия. Также отдельно выделяют помещение, в котором хранят грязные тележки.
Автоклавная и стерильный склад — это центральная часть ЦСО. Иногда склад дополняют изолированным помещением, где ремонтируют и затачивают инструменты, укладывают и пакуют бельё и материалы.
Чистая зона разделена на 2 основных помещения — в одном комплектуют стерильные материалы, а во втором выдают их. Оно соединено со складом.
В этой зоне выделяют и дополнительные помещения – для персонала, склада химикатов, упаковочных материалов и пр.
Санитарные нормы
К ЦСО предъявляются высокие санитарно-гигиенические требования. Вот они:
- Зоны должны быть изолированы друг от друга с помощью перегородок и капитальных стен;
- В стерилизационной необходима система вентиляции — обмен воздуха должен происходить минимум 10 раз в час;
- В помещении газовой стерилизации устанавливают приточно-вытяжную вентиляцию с обменом воздуха 20 раз в час.
Помещение отделывают долговечными влагостойкими материалами, которые устойчивы к постоянной уборке, мытью, дезинфекции.
Оптимальные материалы для облицовки стен — керамическая или мраморная плитка. Её выкладывают на всю высоту стен.
Потолки окрашивают масляной краской, а полы покрывают гидроизоляцией и плиткой из керамики.
Значение имеет и освещение. Во всех помещениях устанавливают светильники, которые позволяют проводить влажную уборку.
Ещё одно требование — регулярная уборка и личная гигиена персонала. Производственные помещения убирают дважды за смену с использованием дезинфицирующих средств, а один раз в неделю проводят генеральную уборку всех помещений ЦСО. Её проводят в специальной одежде и используют средства индивидуальной защиты (перчатки, шапочку, маску и пр.).
Требования к оснащению отделения стерилизации
При планировке ЦСО уделяют внимание эргономике — расположение в помещениях оборудования и мебели должно способствовать оптимизации технологических процессов на всех этапах обработки материалов.
Оборудование должно быть современным, мощным и эффективным, поскольку от его качества и надёжности зависит качество стерилизации и в итоге - безопасность медперсонала и пациентов.
Допускается устанавливать только оборудование, разрешённое к применению в Российской Федерации в установленном порядке.
Оборудование должно быть надёжным, гарантировать 100%-ную стерильность изделий и безопасность.
В 99% ЦСО устанавливают следующее оборудование: стерилизаторы (паровой, газовый, плазменный), моечную ванну, моечно-дезинфекционная машину, кипятильник для дезинфекции, сушильный шкаф, аквадистиллятор, накопитель для очищенной воды, упаковочную машину, а также оборудование для транспортировки и хранения.
Также необходима система подготовки воды. Чтобы повысить качество очистки перед и во время стерилизации, а также продлить срок службы оборудования, рекомендовано использовать дистиллированную воду.
Ежедневно в ЦСО проводят контроль качества предстерилизационной очистки. Для этого ставят пробы: азопирамовую или амидопириновую — для выявления остатков крови на изделиях, фенолфталеиновую — для остаточного количества щелочных компонентов моющих средств.
Мебель должна быть не просто удобной и эргономичной, но разработанной специально для отделений стерилизации. К такой специальной медицинской мебели относятся столики с подсветкой, стеллажи, полки, столы (с раковинами, для белья, для упаковки), рабочие столы. Медицинскую мебель изготавливают из нержавеющей стали, она прочная, износостойкая и долговечная.