О вреде самолечения
У медиков есть шутка: «Санитарка считает, что знает о болезнях всё, медсестра — почти всё, врач — многое, профессор — кое-что». Сам себе врач — именно такой позиции придерживается большая часть населения нашей страны. Сейчас, во времена развития сети интернет, каждый может найти и узнать все о своём заболевании, его диагностике, а главное о лечении.
Интернет кишит инструкциями и рекомендациями, мнениями «экспертов», среди которых в основном «травница баба Маша», «целитель из глубинки», «народный целитель из Казахстана», «лекарь из Таиланда» и т.п. На просторах интернета огромное количество рецептов лечения травами, пиявками, продуктами пчеловодства. Гомеопатия, психология, парапсихология, уфология, китайская, тибетская, традиционная и нетрадиционная народная медицина, уринотерапия… Перечислять можно очень долго.
Люди привыкли сами лечиться от многих недугов несмотря на то, что эти действия нередко становятся причиной осложнений. Как утверждают работники газетных киосков, самыми популярными изданиями среди пожилых людей являются газеты и журналы о здоровье, где на каждой полосе — чудодейственные рецепты. Эти рецепты порой граничат с дикостью, а уж о их нелепости и говорить не приходится. И тем не менее, многие пациенты экспериментируют со своим организмом, реально подвергая себя большим опасностям.
Постепенно интернет заменяет врачей. Почему это происходит? Конечно, отчасти в этом виновны и сами врачи: качество медицинского обслуживания устраивает далеко не всех, большие очереди в регистратуре, часы просиживания перед кабинетом врача, спешка доктора во время приёма, а о стоимости посещения хорошего специалиста в платной клинике и говорить не приходится. А если учесть ускорение ритма жизни современного человека, когда поход к врачу рассматривается как простая трата времени, то всё это и подталкивает население к самолечению. А ведь подобная тенденция имеет место не только в нашей стране, но и во всём мире, в том числе и в странах с прекрасным уровнем здравоохранения. Пациенты не доверяют врачам, лечение обходится дорого, при этом информация о способах лечения и лекарствах поступает со всех сторон. В современных условиях реклама лекарственных средств имеет принципиальное значение и фактически выполняет роль врача.
Сторонники рекламы лекарственных средств, а по своей сути бизнесмены, зарабатывающие на продаже лекарств, пытаются убедить нас, что реклама лекарственных средств выполняет просветительскую работу, поэтому она крайне необходима. Но это половинчатая правда, поскольку по определению ВОЗ, реклама лекарственных средств должна доносить до населения информацию не только об основном терапевтическом действии, но также о противопоказаниях и рисках приёма этого препарата. А много ли мы видим и слышим рекламы о противопоказаниях и рисках? Такой рекламы вообще нет. Более того, при рекламе чудодейственных препаратов дельцы используют известных людей, кредит доверия к которым настолько высок, что люди без колебания покупают эти лекарства, не заботясь о показаниях, противопоказаниях и вообще о необходимости лечиться данным препаратом. Поход в аптеку некоторых россиян больше напоминает посещение продуктового магазина - что увидели на экране, то и покупают. Да и работники аптек при этом не в накладе и всегда посоветуют – что нужно принимать в том или ином случае.
Тот факт, что фармацевтические компании не заинтересованы в лечении болезней, а уж тем более в профилактике - известен всем. Истинное стремление в этом случае не в исцелении народа и предупреждении недугов, а в получении собственной сверхприбыли. При этом основная задача рекламных компаний создать впечатление о том, что именно их средство излечит все недуги, подарит здоровье и благополучие. У населения создается определенный образ мышления, оно зомбируется тем, что может само выбрать препараты.
«Я сам себе врач» — такой позиции придерживается большая часть населения нашей страны. Конечно, проще посмотреть рекламу, послушать советы друзей, затем купить чудесное лекарство в ближайшей аптеке, чем идти в поликлинику, стоять в очереди, сдавать анализы. Поэтому зачастую человек самостоятельно выносит вердикт своему здоровью, ссылаясь на то, что похожие симптомы уже были у его родных, знакомых и т.д. И вот на этом предположении человек и принимает решение о своем лечении.
Люди занимаются самолечением по той причине, что они либо очень самоуверенны, либо просто у них отсутствует достаточный уровень образования. В лучшем случае это будет напрасная трата денег и разочарование в лекарствах, ну а в худшем — нанесение вреда своему здоровью из-за использования препаратов не по назначению. По статистике ежегодно из-за побочных реакций препаратов и неправильного их применения умирает в два раза больше людей, чем при дорожно-транспортных происшествиях. Но это никого не останавливает, потому что врачебные ошибки постоянно смакуются СМИ, а о вреде самолечения нет ни слова. Вот почему назрела необходимость доработать законодательство о рекламе в соответствии с требованиями ВОЗ, чтобы сократить случаи некорректного самолечения.
Всё же лечение должны назначать специалисты. Ведь медицина не стоит на месте, как и любая наука. Методы лечения совершенствуются, одни препараты отходят на второй план из-за выявленной токсичности или низкой эффективности, появляются новые. При лечении практически любого заболевания всегда есть множество нюансов, ведь в природе нет двух абсолютно одинаковых организмов. Незнание этих тонкостей может сыграть с любителем интернет-самолечения весьма злую шутку. Ведь медицина была, есть и всегда будет самой сложной наукой.