Реклама медицинских изделий
Мы живем в век рекламы. Что необходимо учитывать рекламодателю перед выпуском рекламы на публику?
Рекламодатели, а в рассматриваемом случае это представители фирм, занимающиеся реализацией медицинских изделий, чтобы не нарушить закон и донести информацию до населения не навредив, должны знать правила в этой области.
Правила рекламы медицинских изделий в первую очередь необходимо искать в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе». Определение слова «реклама» дается в 3 статье Закона. Оно следующее: «Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке».
Согласно Федеральному закону «О рекламе» объектом рекламирования является товар, в рассматриваемом случае, медицинские изделия, поэтому распространяющая рекламу организация должна затребовать у организации- рекламодателя сведения об обязательной сертификации, о государственной регистрации рекламируемого медицинского изделия в соответствии со статьей 13.
Специальные требования, предъявляемые к рекламе медицинских изделий, содержатся в статье 24 Федерального закона «О рекламе», согласно которой реклама медицинских изделий не должна:
- обращаться к несовершеннолетним;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
- создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
- содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
- создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
- гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
Кроме того, реклама медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, — не менее чем пять секунд и ей должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Вид предупреждения и его продолжительность самостоятельно выбирается рекламодателем.
В связи с тем, что рекламируемая продукция-медицинские изделия могут влиять на состояние здоровья, большой интерес к ней имеют контролирующие органы.
Так, Росздравнадзор издал следующие информационные письма по рекламе медицинских изделий:
- от 2 июня 2010 г. №04И-519/10 «Об организации работы территориальных управлений Росздравнадзора с информацией об изделиях медицинского назначения, не соответствующих установленным требованиям»;
- от 28 июля 2014 г. №01И-1107/14 «О рекламных и сопроводительных материалах на медицинские изделия»;
- от 7 февраля 2007 г. №03И-104/07 «О рекламе отдельных видов деятельности»;
- от 29 июня 2012 г. №04И-570/12 «О мониторинге рекламы медицинском изделии».
Кроме того, Федеральная антимонопольная служба также выпускала информационные письма:
- от 25 сентября 2017 г. №АК/65861/17 «О рекламе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации»,
- от 21 июня 2017 г. №АД/41673/17 «О применении ст. 14.3 КоАП РФ»,
- от 22 июня 2020 г. №ДФ/52241/20 «О рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины».
Следует отметить, что не соблюдение Федерального закона «О рекламе» прописано в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, в статье 14.3. «Нарушение законодательства о рекламе». Так, в пункте 5 указано, что нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.