Главная страница
Запрос коммерческого предложения
Отправить сообщение Заказать обратный звонок Заявка на оборудование
 

Стандарты оснащения кабинета УЗ-диагностики

Стандарты оснащения кабинета УЗ-диагностики

Ультразвуковое исследование широко применяется врачами разных профилей для диагностики заболеваний. Это очень информативный для врачей и комфортный и безопасный для пациентов метод. Этим обусловлена такая востребованность ультразвуковой диагностики, а, следовательно, и кабинетов, где можно её выполнить.

К частным кабинетам УЗИ предъявляются серьёзные требования. Они утверждены в Стандарте «Об оснащении диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических и стационарно-поликлинических учреждений муниципальных образований», утверждённом Минздравом РФ от 1.12.2005 года №753н.

 

Документальная база

Чтобы открыть кабинет, нужно подготовить пакет документов. Их выдают: муниципалитет, пожарная инспекция и Роспотребнадзор — в каждом из учреждений свой перечень обязательных документов.

Также нужно зарегистрироваться как юридическое лицо, подать документы в лицензионную комиссию — именно она выдаёт разрешение на проведение ультразвукового исследования.

 

Требования к кабинету

Требования прописаны в СанПин 2.1.3.2630-10. Рекомендовано открывать частный кабинет на первом этаже зданий. Цокольные помещения, подвалы и полуподвалы непригодны для кабинета УЗИ.

Главные критерии — тёплое, хорошо проветриваемое и освещённое помещение. В нём должна быть подача горячей и холодной воды, система вентиляции или кондиционирования воздуха, естественное или искусственное освещение.

В кабинете должно быть несколько помещений:

  • для диагностики — площадь минимум 14 кв. м на один аппарат (в одном помещении не может находиться более одной установки);
  • для переодевания пациента — площадь минимум 7 кв. м;
  • для ожидания — площадь 1,2 кв. м на одного посетителя.

Необходимо обеспечить такие климатические условия в помещениях: температурный режим (22–24 градуса), влажность (от 40 до 60 %), скорость движения воздуха (максимум 0,15 м/с), уровень шума в зоне проведения диагностики (не выше 50 дБА).

Стандарты оснащения кабинета УЗ-диагностики

 

Требования к ремонту

Нужно выбирать светлые тона. Стены можно только окрашивать — облицовка керамической плиткой запрещена.

Также важно снизить уровень шума. Для этого используют звукопоглощающие материалы — ими отделывают стены и потолки.

 

Необходимая мебель

Стандарты оснащения кабинета УЗ-диагностики

В кабинете УЗИ достаточно установить кушетку с регулируемой высотой, стол врача, шкаф для документов, стулья и столик для обработки инструментария.

Кушетку ставят так, чтобы доступ к ней для врача был со всех сторон — в центре помещения или на расстоянии от стен.

В мебели для врача важна эргономика и комфорт. Кресло должно иметь опции смены угла наклона спинки и поворота, обтянуто материалом, который подлежит обработке.

 

Требования к освещению

Освещение в кабинете и на рабочем месте врача очень важно. Требования утверждены в СанПин 2.2.2/2.4.1340-03. Вот основные:

  • естественный свет должен падать на рабочее место слева, а размещать его нужно боком к свету;
  • источники искусственного освещения должны быть равномерными, антибликовыми — особенно это касается рабочих поверхностей — экранов, мониторов аппаратуры, клавиатуры и пр.;
  • уровень ослеплённости не должен превышать 20 единиц.

Оптимальный вариант для диагностического кабинета — люминесцентные лампы.

 

Требования к оборудованию

Стандарты оснащения кабинета УЗ-диагностики

Поскольку в кабинет ультразвуковой диагностики будут приходить пациенты с разными заболеваниями и жалобами, наиболее оптимально оборудовать кабинет универсальным ультразвуковым аппаратом с несколькими датчиками для комплексного исследования.

В кабинете ультразвуковой диагностики устанавливают:

  • Сканер. Различают 2 типа аппарата — портативный и стационарный. Первый может использоваться и для обследования пациентов на дому;
  • Тонометр полуавтоматический для измерения давления и частоты пульса;
  • Общее оборудование: УФ бактерицидные облучатели воздуха;
  • Инвентарь: наборы для оказания срочной медицинской помощи и проведения трахеотомии, корнцанг, пинцеты разных размеров, ножницы, роторасширитель, языкодержатель, лотки (стоматологические и почкообразные), шприцы, ёмкости для инструментария, коробы для стерилизации, жгуты, стерильная вата, медицинские перчатки.

 

Требования к персоналу

Врач должен иметь сертификат врача лучевой диагностики.

 

Требования к условиям труда

СанПин утвердил Руководство, в котором прописаны гигиенические нормы:

  • Уровень ультразвука. Предельно допустимый показатель — не более 40 часов в неделю, кроме субботы и воскресенья. При этом он не должен негативно влиять на здоровье и самочувствие медперсонала;
  • Уровень контактного ультразвука — от 1 до 31,5 МГц (речь идёт об ультразвуке, который воздействует на руки персонала);
  • Диагностическая аппаратура должна отвечать всем требованиям СанПин и иметь соответствующее заключение;
  • Температура датчиков — не выше 40 °С;
  • Мощность экспозиционной дозы мягкого рентген-излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от монитора и корпуса прибора — не более 1 мкЗв/ч.

На всё оборудование должна быть сопроводительная документация с указанными акустическими параметрами.

 

Правила проведения ультразвуковой диагностики

К работе с УЗ установками допускаются сотрудники в возрасте от 18-ти лет. Они должны пройти обучение, инструктаж по технике безопасности, а также должны уметь работать с аппаратурой. Беременные женщины ограждаются от контакта с аппаратурой.

Вот правила проведения обследования:

  • Врачам нужно защищать руки от сканирующей поверхности активного датчика;
  • Для обследования применяют специальный гель, который не должен контактировать с руками врача;
  • После каждого пациента нужно очищать и дезинфицировать датчики;
  • Внутриполостная диагностика проводится с помощью защитных средств для датчиков;
  • Врачи должны защищать руки хлопчатобумажными перчатками.

В сутки рекомендовано принимать не более 8–10 пациентов.

 

Требования к эксплуатации и обслуживанию оборудования

Оборудование для ультразвукового исследования без сервисного и технического обслуживания может работать три года. После этого каждый год нужно проводить профилактический осмотр. Цель — оценить качество изображений и общее состояние аппаратуры.

 

Требования к обработке датчиков

В СанПин 2.1.3.2630-10 прописаны требования, которые предъявляются к обработке датчиков ультразвуковых аппаратов. Их обязательно нужно дезинфицировать, причём как одноразовые, так и многоразовые изделия. Для этого применяют химические или физические способы — в зависимости от изделия и его предназначения.

Дезинфицировать можно только датчики без дефектов корпуса, разъёма, линзы и других комплектующих.

Выделяют 3 уровня обработки датчиков:

  • Поверхностная: проводится, если датчик не контактирует с повреждёнными кожными покровами. Это некритический уровень;
  • Глубокая: датчиком проводят внутриполостные обследования. Для их защиты используют защитные оболочки. Это полукритический уровень;
  • Стерилизация: показана, если датчиком проводят исследования внутренних органов и тканей, применяют интраоперационно. Это критический уровень.

Далее рассмотрим каждый из способов обработки.

 

Дезинфекция низкого уровня

Сначала датчик очищают после каждого посетителя.

Для этого используют либо воду и неагрессивное моющее средство, либо специальные влажные салфетки или спрей. Стыки можно очищать мягкой щёточкой.

Цель — устранить с прибора гель и любые другие загрязнения.

Важный нюанс: процесс очистки зависит от того, влагоустойчивый датчик или нет. Перед манипуляцией нужно изучить инструкцию.

Очищенный датчик после обработки водой или салфеткой нужно выдержать в дезинфицирующем средстве, после чего дать ему высохнуть или протереть.

 

Дезинфекция высокого уровня

Сначала проводят поверхностную дезинфекцию, как в первом случае. А затем — глубокую. Это касается вагинальных и ректальных датчиков. Манипуляция проводится в защитных перчатках.

Глубокая дезинфекция подразумевает замачивание прибора в дезрастворе. В инструкции к датчику производитель указывает, какой раствор разрешён. Там же указана и глубина, на которую нужно погружать прибор в раствор.

Затем датчик ополаскивают чистой водой, а если применялись токсичные альдегиды, то процедуру нужно повторить трижды, используя три отдельных ёмкости с чистой водой. По завершению высушить прибор тканью.

 

Стерилизация

Стерилизация подразумевает очистку датчиков с помощью специальных устройств — стерилизаторов. Есть специальное автоматическое оборудование, которое даёт 100% гарантию стерильности после обработки приборов. Как правило, стерилизаторы универсальны — подходят для датчиков любых форм, производителей и пр. Это самый безопасный и быстрый способ очистки.

 

Панорама кабинета УЗ-диагностики