Главная страница
Запрос коммерческого предложения
Отправить сообщение Заказать обратный звонок Заявка на оборудование
 

Мультисистемный воспалительный синдром у детей при COVID-19

Мультисистемный воспалительный синдром у детей при COVID-19

Как известно, у детей COVID-19 обычно протекает легко. Однако в редких случаях у детей может быть тяжелое течение, а клинические проявления отличаться от взрослых. В апреле 2020 года появились сообщения о наличии у детей картины болезни, похожей на неполный синдром Кавасаки или токсический шок. С тех пор растет число сообщений о детях с подобным синдромом во всем мире. Синдром был назван «мультисистемный воспалительный синдромом у детей» (МВС у детей; его также называют педиатрический мультисистемный воспалительный синдромом (ПМВС). В этой статье будут рассмотрены эпидемиология, клинические проявления, диагностика и лечение МВС у детей.

Несмотря на то, что частота возникновения МВС у детей неизвестна, можно предположить, что это редкое осложнение COVID-19. Самые первые отчеты об МВС у детей стали поступать из Великобритании в апреле 2020 года. С тех пор описаны сообщения о детях с похожими симптомами из других частей мира, включая Европу, Канаду и США.

С клинической точки зрения большинство детей с МВС соответствуют критериям полного или неполного синдрома Кавасаки (СК). Тем не менее, эпидемиология МВС у детей отличается от классического СК. Закономерность, которая выявлена на основе описания серии случаев, заключается в том, что большинство случаев МВС у детей наблюдаются у детей старшего возраста и подростков, а также возникает на фоне полного здоровья. Исходя из моделей, представляется, что между пиком заболеваемости COVID-19 и пиком случаев МВС у детей наблюдается задержка в несколько недель. Это отставание в три–четыре недели совпадает со временем формирования иммунитета и предполагает, что МВС у детей может представлять собой постинфекционное осложнение болезни, а не острую инфекцию, по крайней мере, у некоторых детей.

Патофизиология МВС у детей полностью не выяснена. Предполагается, что синдром является результатом ненормальной иммунной реакции на вирус, с некоторыми сходствами с синдромом Кавасаки, синдром активации макрофагов (САМ) и синдромом высвобождения цитокинов. Механизмы, с помощью которых SARS-CoV-2 вызывает ненормальную иммунную реакцию, неизвестны. Предполагается, что это постинфекционный процесс, основанный на сроках роста возникновения случаев относительно пика COVID-19, как обсуждалось выше. Большинство больных детей имели отрицательные результаты тестирования на SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакцией (ПЦР), но при этом положительную серологию, что также подтверждает мнение, что МВС у детей возникает после завершения острой фазы инфекции. Тем не менее, у некоторых детей выявлены положительные результаты ПЦР-тестирования. Понимание механизмов избыточного иммунного ответа при МВС у детей является активной областью исследований.

При анализе клинической картины МВС у детей в доступных отчетах о случаях клиническая картина заболевания была сходной и проявлялась следующими симптомами:
• постоянная лихорадка (средняя продолжительность 4 дня);
• симптомы со стороны ЖКТ (боль в животе, рвота, диарея);
• симптомы со стороны ЦНС (головная боль, вялость, спутанность сознания);
• респираторные симптомы;
• конъюнктивит;
• поражение слизистых оболочек;
• боль в горле;
• отечность рук/ног.

Желудочно-кишечные симптомы (боль в животе, рвота, диарея) были наиболее распространенными и выраженными, у некоторых детей имитируя картину аппендицита. У некоторых детей отмечался терминальный илеит при визуализации брюшной полости и/или колит при колоноскопии. Многие пациенты страдали от лихорадки в течение трех-пяти дней, после чего у них развивался «теплый шок» (дистрибутивный шок: повышенный сердечный выброс, низкое общее сосудистое сопротивление). У некоторых пациентов лихорадка имела более короткий период. Шок часто был невосприимчив к инфузионной терапии, и требовал введения вазопрессоров и, в некоторых случаях, механической поддержки кровообращения. В большинстве случаев поражение легких было нехарактерно, хотя многим детям требовалась кислородная терапия или вентиляция с положительным давлением для стабилизации сердечно-сосудистой системы. Респираторные симптомы (учащенное дыхание, затрудненное дыхание) чаще всего были вызваны сильным шоком. Кашель наблюдался редко.

Прогноз МВС у детей неопределенный, учитывая, что это новая нозологическая форма и наше понимание болезни является еще неполным. Хотя МВС имеет много общего с синдромом Кавасаки (СК) и токсическим шоком, очевидно, что течение болезни МВС у детей может быть более тяжелым, при этом многие дети нуждаются в интенсивной терапии. Большинство детей выживают, но было зарегистрировано несколько случаев смерти.

Лечение МВС у детей представляет собой сложную задачу и будет рассмотрено в отдельной статье.