Главная страница
Запрос коммерческого предложения
Отправить сообщение Заказать обратный звонок Заявка на оборудование
 

COVID-19 и ингибиторы протонной помпы

COVID-19 и ингибиторы протонной помпы

Ингибиторы протонной помпы (ИПП) относятся к числу наиболее принимаемых препаратов и их прием связан с возникновением побочных эффектов, включая, переломы костей, хроническую почечную недостаточность и желудочно-кишечные (ЖК) инфекции. Хотя в ходе одного недавно проведенного рандомизированного контролируемого клинического исследования большинство из этих предполагаемых осложнений подтверждено не было, результаты показали, что прием ИПП один раз в день повышал вероятность возникновения кишечной инфекции на 33%. Очевидно, это связано с ИПП-индуцированной гипохлоргидрией, при которой нарушается способность организма к защите против проникших бактерий и вирусов.

О влиянии подавления секреции соляной кислоты на коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома‑2 (SARS-CoV-2) на настоящий момент неизвестно, но более ранние данные продемонстрировали, что pH ⩽3 снижает контагиозность похожего вируса SARS-CoV-1.

Поскольку SARS-CoV-2 использует рецептор ангиотензин-превращающего фермента-2 для быстрого попадания в энтероциты и репликации внутри них, повышение уровня кислотности желудка pH >3 в результате приема ИПП может облегчить проникновение вируса в ЖКТ, что может привести к развитию энтерита, колита и дальнейшему распространению вируса в другие органы, включая легкие. На основании этого вполне возможно, что ИПП могут повышать риск заражения COVID-19.

Была проведена работа, в ходе которой проводили демографическое обследование в режиме онлайн. Полученные сообщения о положительных результатах теста на COVID-19 были затем обработаны при помощи модели логистической регрессии с множественными переменными для корректировки с учетом широкого диапазона искажающих факторов. Из 53 130 участников исследования 3386 (6,4%) человек сообщили о положительных результатах теста на COVID-19. Регрессионный анализ показал, что у лиц, принимавших ИПП 1 раз в день или реже (ОШ 2.15; 95% ДИ, 1.90-2.44) или дважды в день (ОШ 3.67; 95% ДИ, 2.93-4.60), вероятность сообщения о положительном результате теста на COVID-19 была существенно выше, чем у лиц, не принимавших ИПП. Лица, принимающие блокаторы H2-гистаминовых рецепторов, не подвергались повышенному риску.

Таким образом, было обнаружено доказательство наличия независимой взаимосвязи «доза-эффект» между приемом антисекреторных препаратов и подтверждением COVID-19; лица, принимающие ИПП два раза в день, с большей вероятностью имеют положительные результаты теста по сравнению с лицами, принимающими ИПП 1 раз в день или реже, а лица, принимающие более слабые блокаторы H2-гистаминовых рецепторов, не подвергаются повышенному риску.

COVID-19 и ингибиторы протонной помпы

Сильные стороны этого исследования заключаются в том, что это первое исследование такого рода. В результате выполненного исследования была установлена взаимосвязь между приемом ИПП и увеличением риска заражения вирусом SARS-CoV-2, который проникает в энтероциты и реплицируется внутри них, и этот факт совпадает с положениями более ранних публикаций, в которых было продемонстрировано, что препараты ИПП также увеличивают риск заражения другими кишечными инфекциями. Но в большинстве предыдущих исследований не рассматривалось воздействие двукратного приема препаратов. Также рассмотрена взаимосвязь между ИПП и ЖК-проявлениями COVID-19 и установлено, что прием ИПП также не повышает вероятность сообщения о таких симптомах. Поскольку ЖК-симптомы преобладают у респондентов с COVID-19, необходимо проведение дальнейших исследований с целью изучения механизмов, лежащих в основе разных проявлений этого заболевания.

Вместе с тем, у исследования также имеются ограничения. Во-первых, это исследование восприимчиво к остаточному искажению и систематической ошибке отбора; лица с тяжелой формой заболевания, госпитализированные с COVID-19, скорее всего, не принимали участие в данном обследовании. Во-вторых результаты исследования также могут измениться в зависимости от протопатической систематической ошибки, поскольку некоторые участники могли начать прием ИПП в ответ на определенные симптомы COVID-19. В-третьих, также имеется возможный риск систематических ошибок неправильной классификации и памяти, поскольку сведения о приеме лекарственного препарата и о результатах теста на COVID-19 были предоставлены самими респондентами. В-четвертых, исследователи не определили, каким образом у респондентов был получен положительный результат теста на COVID-19, также не была выполнена оценка степени тяжести заболевания. В-пятых, большинство вопросов в исследовании касалось ЖК симптомов, и респонденты, у которых присутствовали такие симптомы, могли быть более склонны к участию в опросе. И, наконец, имеются ограничения с точки зрения обобщаемости, поскольку данное обследование проводилось только на английском языке.

Таким образом можно сделать вывод о том, что необходимо проведение дальнейших исследований взаимосвязи между приемом ингибиторов протонной помпы и COVID-19.