Главная страница
Запрос коммерческого предложения
Отправить сообщение Заказать обратный звонок Заявка на оборудование
 

Сертификация или аккредитация? Есть ли выбор у врача?

Сертификация или аккредитация? Есть ли выбор у врача?

Эксперименты высшего руководства здравоохранения достигли своего апогея после принятия решения о замене системы сертификации специалистов на новомодный вариант аккредитации. По мнению большинства практикующих врачей — это наиболее ощутимый удар по системе здравоохранения. Прежде всего это касается здравоохранения в районах и специалистов с большим стажем работы.

Прежде эти вопросы регламентировались приказом министерства здравоохранения России от 3 августа 2012 года №66н. В приказе были четко определены 3 вида совершенствования знаний и навыков путем освоения программ дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка. После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали сертификаты специалиста. Обучение один раз в 5 лет было привычным и удобным. Специалист направлялся на обучение с сохранением заработной платы, оплатой проезда и суточных расходов на период обучения, а само обучение было бесплатным. Врачи встречались, обменивались мнениями, получали знания по различным вопросам. В течение последующих пяти лет обучение также не прекращалось, проводились различные конференции, на которых также обсуждались и решались различные вопросы профессиональной деятельности врачей.

Со вступлением в систему аккредитации здравоохранение ступило на путь перехода к новой системе обучения, с полной неразберихой, непонятными для простого врача методами обучения и оценки профессиональной подготовки, выдачей опять же непонятного по своему содержанию и форме свидетельства об аккредитации. На основании статьи 100 Федерального закона №323-ФЗ были определены сроки запуска системы аккредитации. Там же указывался период перехода к новой системе: с 1 января 2016 по 1 января 2021 г.

Первыми начали проходить систему аккредитации в 2016 году выпускники медицинских ВУЗов по специальностям «стоматология» и «фармация». С 2017 года начался второй этап, аккредитацию стали проходить все выпускники медицинских ВУЗов. С 2018 года, по первоначальной задумке реформаторов здравоохранения, должен был начаться третий этап, предполагающий аккредитацию практически всех врачей и выпускников медицинских ВУЗов. Корректировки процесса начались уже в 2018 году. С 2018 года аккредитацию стали проходить лишь выпускники средних учебных заведений – медучилищ и техникумов. Приказ №898н от 21 декабря 2018 года определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из приказа следовало, что этот процесс будет поэтапным и будет включать отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию? Было не ясно. Раньше все было понятно и зависело от того, какую сертификацию им нужно было пройти. Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации нарастала, вызывала много вопросов.

Отдельно хочу сказать о врачах, которые, работая в отдаленных районах, имели несколько сертификатов. Эти специалисты, так необходимые в районах, конечно, не будут проходить аккредитацию по всем своим специальностям. И, как результат новой оптимизации, в ближайшее время резко увеличится дефицит специалистов узкого профиля в районных больницах.

Сертификация или аккредитация? Есть ли выбор у врача?

В документах по вопросам аккредитации говорится, что одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но и сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию. Все это может относиться только к специалистам больших клиник, столичных городов, максимум районных центров. Здесь и конференцию можно посетить и есть кому заменить тебя в отделении на время этой конференции. Врачи отдаленных районных больниц трудятся, конечно, не хуже, но награды и звания получают, разве что, при уходе на заслуженный отдых. А поездка на конференцию врача, в рабочее время порой приводит к полному коллапсу работы в сельской больнице.

Очно-заочное обучение с применением дистанционных технологий, естественно, нужно врачам. Это обучение предполагается проходить по индивидуальным учебным планам, при использовании сети интернет, оно доступное для жителей отдаленных регионов России. После прослушивания, подтверждения своего присутствия и успешного тестирования, слушатель получает свои заветные 1–2 балла. Получив код, должен зарегистрировать в портфолио свои баллы. Здесь также масса проблем: не вовремя нажал на кнопку подтверждения присутствия, так как в это время интернет у тебя «завис», не ответил на тесты, не может разобраться с многочисленными сайтами (слушаешь лекции на одном, регистрируешь баллы на другом). Намного больше баллов можно сразу получить на платных конференциях, которым нужно посвятить весь рабочий день.

В результате этих реформ большинство врачей с большим стажем работы, предпенсионного возраста и пенсионеры просто прекратили всякое обучение. У них сложилось стойкое ощущение, что государство своими реформами желает просто избавиться от них. Учитывая, что они и так работают на энтузиазме, из-за советской ориентированности на профессию, через пару лет такой модернизации в районах будет некому работать. Поэтому в нашей стране необходимо пересмотреть этот вопрос, и как можно скорее. Наряду с аккредитацией врачей крупных городов и районных центров нужно оставить сертификацию специалистов отдаленных районных больниц и сельских врачей. Пусть каждый специалист выбирает для себя вариант обучения. Думаю, что врачи, которые предпочтут сертификацию, параллельно будут проходить обучение и отдаленно, слушая лекции по интернету. Ведь повышать свою квалификацию заинтересован каждый доктор.